Отечественные асинхронные двигатели стандарта CENELEC
В настоящее время часто приходится эксплуатировать импортное оборудование с двигателями зарубежного производства. В процессе эксплуатации может возникнуть потребность в определении российского аналога электродвигателя. Такими случаями может быть:
– необходимость быстрой замены при выходе из строя;
– возможность использования двигателя для замены при ремонте оборудования (ресурс двигателей ведущих фирм достигает 40 тыс. часов, что, как правило, больше срока службы оборудования) или продажа на сторону для подобных целей.
Для определения соответствия двигателя необходимо знать выполнен ли он по нормам СENELEC. Нормы СENELEC – это нормы европейского электротехнического комитета по стандартам. Этих норм придерживаются практически все европейские фирмы, компании США, расположенные в Европе (на территории США и Канады действуют нормы на основе метрической системы измерений), фирмы Японии, Индии и т.д. Обратите внимание, что оборудование, выполненное в странах бывшего СЭВ, может иметь в своем составе двигатели, выполненые по стандарту Интерэлектро. Этому стандарту соответсвуют двигатели серии АИ. Двигатели этой серии выполнялись либо по ГОСТ-РС 3031-71 (АИРХХХХХХХХХХ) или по СENELEC (АИСХХХХХХХХХХ). Рассмотрим последнюю подробней.
Двигатели с привязкой мощности к установочным размерам по нормам CENELEC выпускаются с синхронными частотами вращения 3000, 1500, 1000 и 750 мин-1. Условное обозначение двигателя имеет вид АИСХХХХХХХХХХ:
АИС – ассинхронный, серии интерэлектро, с привязкой мощности к установочным размерам по нормам CENELEC;
Х – Р – с повышенным пусковым моментом, С – с повышенным скольжением; ХХХ – габарит, мм;
Х – установочный размер по длине станины (S,M,L);
Х – длина сердечника статора (А или В), по умолчанию – первое;
Х – число полюсов: 2, 4, 6, 8.
Характеристики двигателей приведены в таблице.
Двигатели габаритов 56-112 изготавливаются на напряжение 220 и 380В, габаритов 132/380 – на напряжение 380/660 В. Определив по фирме-производителю, соответствует ли двигатель нормам CENELEC, можно подобрать аналог в серии АИ. Серия АИ была разработана в начале 80-х годов, поэтому возможно более целесообразно использовать для замены двигатель серии 5А. Двигатели серии АИ легче двигателей серии 5А за счет низкой металлоемкости, но обладают немного меньшим КПД.
Тип двигателя | Номин. мощность, | При номинальной мощности | ||
частота вращения, | ток статора при напряжении 380 В, А | КПД, % | ||
Синхронная частота вращения 3000 мин-1 | ||||
АИС56А2 | 0,09 | 2655 | 0,30 | 60,0 |
Синхронная частота вращения 1500 мин-1 | ||||
АИС56А4 | 0,06 | 1335 | 0,27 | 53,0 |