Архив / 1999 / №2(17) / Практика бизнеса

«Наш главный капитал – люди»

Рубеж 91-92 годов оказался для граждан России по-настоящему переломным. Менялись не только хозяева собственности и цены в магазинах, но и ценностные ориентации людей. Вера во всесильное государство рушилась, уступая место расчету исключительно на собственные силы. Тогда во множестве плодились различные фирмы. Следы большинства из них уже не отыскать. Немногим – самым сильным, удалось удержаться на плаву, и только единицам – стать лидером в своей сфере. Один из них – Производственное Объедине-ние ОВЕН, выпускающее контрольно-измерительные приборы и средства автоматизации производства. Сегодня продукция Объединения внедрена уже на тысячах предприятий России и СНГ, его представители работают в десятках городов. Всем приходится трудиться в неблагоприятных условиях «вялотекущих» реформ и репрессивного налогообложения, однако «ОВЕН», судя по результатам, лучше многих разрешает возникающие проблемы и быстрее адаптируется к резко меняющейся ситуации на рынках. Как удалось этого добиться? На этот и другие вопросы отвечает инициатор создания Объединения, его главный инженер – Дмитрий Владимирович Крашенинников.

– Дмитрий Владимирович, расскажите вкратце, как было основано дело, как оно начиналось?

– Начнем с того, что предприятие было создано практически на ровном месте – с нуля. Первая опытная партия приборов делалась что называется «на коленках». Устройства предназначались для защиты электродвигате-лей – тогда эта проблема была очень актуальной, огромное количество асинхронных электродвигателей установленных на отечественных предприятиях выходили из строя. На них был очень большой дефицит и серьезные сложности с их ремонтом. Предприятия старались по возможности защитить двигатели от некачественных электросетей и неквалифицированного обслуживания. Вот именно для такой защиты и был создан прибор. Правда, конкретного заказчика не было. Разработка велась по нашей собственной инициативе с учетом реального спроса. Это была первая ласточка, которая позволила нам закрепиться на этом рынке.

Первым покупателем прибора стало одно из трикотажных объединений. Оно обладало – по тем временам – новейшими станками и выпускало трикотаж неплохого качества. Здесь были применены наши устройства для защиты двигателей компрессоров, а также измерители температуры теплоносителя. По опыту сотрудничества с этим предприятием мы пересмотрели всю концепцию построения приборов. Их эксплуатация на трикотажном объединении показала, что надежность, долговечность устройств, защищенность их от различных факторов надо существенно повышать. А для этого сама система разработки приборов должна была стать более качественной.

И здесь, не было бы счастья, да несчастье помогло. В начале 90-х годов прошло обвальное сокращение штатов ведущих оборонных предприятий. В результате, как говорится, для мирного труда, высвободилось много хороших специалистов, лучших разработчиков радиоаппаратуры. В этот период и был сформирован основной костяк нашего объединения. Удалось собрать очень хороший коллектив, был создан отдел новых разработок, который сделал настоящий прорыв в создании качественных приборов. Основной упор наши разработчики всегда делают на применение новейших технологий, смелых технических решений, которые, собственно говоря, и позволяют сделать хорошую продукцию по умеренным ценам. Та область, в которой мы работаем, это очень динамичный рынок.  Принципиально новые решения появляются практически каждый год. Учитывая специфику рынка, приходится очень много сил тратить на поддержание передового уровня в разработках. Иначе через год-два и западные  и российские фирмы предложат принципиально лучший продукт. И если говорить об отделе новых разработок – это наш главный капитал.

– А как строится работа по сбыту продукции?

– С началом реформ конкурировать стало сложнее, поскольку открылся доступ западным компаниям на наш рынок, а также появились российские фирмы, которые стали предлагать аналогичные услуги. Очень сильно изменился менталитет руководителей предприятий. Они начали считать деньги. Если раньше на автоматизацию производства средства выделялись централизованно, т.е. практически не считано, то сейчас прежде чем что-то купить, любой руководитель взвешивает, оценивает, сравнивает приборы разных производителей, и только после этого делает выбор.

Здесь надо пользоваться классическими рыночными методами – предлагать лучший продукт по лучшей цене. Большое значение имеет надежность предприятия. Клиент должен быть уверен, что покупает качественную продукцию и при необходимости сможет получить техническую поддержку и консультацию. Наш большой козырь – двухлетняя бесплатная гарантия на всю продукцию. Причем, отремонтировать приборы можно и по истечении гарантийного срока за символическую плату. Кстати, таких обращений довольно мало. Подавляющее количество приборов безотказно работает многие годы.

– И за счет чего удается делать надежные приборы при сравнительно низких ценах?

– Качество приборов – это наша главная задача. Ее воплощение начинается на этапе разработки. Правильный расчет элементов схемы, выбор компонентов высокого качества (большей частью импортных) с расширенным температурным диапазоном эксплуатации, виброустойчивость конструкции прибора и, конечно же, применение новых решений – это основные условия создания совершенных приборов. Вот простой пример: Традиционно в цифровых измерителях и регуляторах температуры применяли подстроечные резисторы, при помощи которых производится калибровка прибора, регулировка смещения нуля и т.д. Но эти подстроечные элементы имеют весьма низкую надежность, большие температурные дрейфы и плохую защиту от воздействия внешней среды. Учитывая это, мы решили отказаться от регулировочных элементов вообще, возложив их функции на микропроцессор, который автоматически калибрует прибор, устраняет смещение нуля и прочее. В результате удалось не только значительно повысить надежность приборов, но и снизить их себестоимость за счет уменьшения трудоемкости при наладке.

Не менее важная задача – контроль за соблюдением качества при выпуске приборов. Это достигается многократным контролем качества изделий на этапе производства. После сборки и наладки платы и детали покрываются несколькими слоями лака, что надежно защищает устройства от влажности, механических повреждений и загрязнений. Последний этап – суточный прогон, который проходят все приборы.

– Как строятся отношения с заказчиками, как работает служба сервиса?

– В последнее время мы уделяли большое внимание развитию дилерской сети. По нашим представлениям, это позволяет улучшить сервис для клиентов. Потребитель может прямо у себя в регионе, не обращаясь в головное предприятие, которое зачастую находится очень далеко, получить консультацию, заказать и получить прибор. Сейчас наша сеть насчитывает несколько десятков дилеров по России и странам СНГ.

Еще одно направление – создание комплексных услуг для клиентов. Мы переходим от выпуска отдельных устройств к построению локальных систем автоматизации. Так, для того, чтобы автоматизировать процесс поддержания температуры, кроме терморегулятора необходимо иметь датчик температуры, исполнительный механизм, например, трубчатый электронагреватель (ТЭН). Мы стараемся так построить работу, чтобы клиент мог приобрести у нас все необходимые компоненты, причем хорошего качества и с соблюдением всех гарантий.

– В чем видят на ПО ОВЕН перспективы развития?

– Основная задача – это поставка на отечественный рынок приборов, которые ничем не уступают импортным аналогам и учитывают специфику российских условий.  В технологическом плане наши приборы должны дорасти до интеграции в большие компьютерные системы в качестве звена нижнего уровня; они научатся работать в системах сбора информации и в АСУ крупных предприятий.