Архив / 2000 / №1(18) / Новые технологии

Перекрыть трубу? ЛЕГКО!

Системы водоснабжения и канализации – один из тех китов, на которых стоит жизнь современного города. Огромные потоки воды, потребляемые городами, нуждаются в постоянном регулировании и распределении. И все эти системы зависят от маленькой, но чрезвычайно важной детали – задвижки  трубы.

Функция задвижки предельно проста – в нужный мо-мент она должна открыться, и в нужное время - закрыться. Но, несмотря на эту кажущуюся простоту, на практике обеспечить надежную и точную работу задвижки совсем не просто. Трубы со временем забиваются грязью, из-за этого задвижки не могут плотно закрываться, в системе могут происходить значительные утечки. Если работать по старинке, никто об этом не узнает достаточно долго!

А ведь на некоторых предприятиях это может привести и к остановке производства.
Новый прибор ПКП1 позволяет избежать неприятных моментов с работой задвижки, всегда вовремя информировать о проблемах внутри трубы, повысить точность и избирательность регулировки водного потока в трубах. ПКП1 принципиально отличается от прежних регуляторов задвижек. В основном сейчас используются концевые выключатели. Они срабатывают, когда происходит контакт в крайнем положении «открыто» или «закрыто». При засорении системы двигатель не выключался, что приводило к его перегреву и к ускоренному выходу из строя. В некоторых системах стоят такие двигатели, что могут разворотить задвижку, стремясь «дотащить» ее до крайнего положения.

Прибор ПКП1 позволяет избежать всех этих бед и значительно расширить возможности автоматического регулирования. Этот прибор представляет совершенно другое поколение автоматики. Его основа – микропроцессор, для которого производителем написана специальная программа. Что важно – программа может модернизироваться в соответствии с запросами заказчика. Никаких концевых датчиков прибору не требуется. Он определяет положение задвижки по времени и по величине тока в цепи. Кроме того – позволяет выставлять промежуточные положения задвижки.

Чтобы прибор заработал, ему необходимо один раз прогнать задвижку между крайними положениями. Он запоминает время, которое требуется для прохождения туда или обратно и затем основывается на этом интервале, как на эталоне. Когда задвижка доходит до упора, ротор двигателя заклинивает, растет ток. Прибор сравнивает: если ток начал расти в соответствии с эталонным интервалом, значит задвижка нормально закрылась, можно отключать двигатель. Если ток начал расти раньше, то значит задвижка застряла. В этом случае не только отключается двигатель, но и начинает мигать индикатор «Авария». Аварийная индикация срабатывает в том случае, если контрольный интервал превышен, а ток не растет. Это значит, что двигатель работает вхолостую.

Оператор видит на индикаторе ход задвижки, который отображается либо в абсолютном времени, либо в процентах. В последних модификациях введены десятые доли секунды (а значит – и более тонкая регулировка в процентах). Это позволяет более точно регулировать степень открытия задвижки в тех случаях, когда это необходимо, либо точнее регулировать функцию «дожима». При выполнении этой функции двигатель отключается не сразу после возрастания тока, а через некоторый промежуток. Регулировка производится кнопками на лицевой панели.

Со времени появления первых образцов ПКП1 у прибора появились и другие возможности. Теперь он может работать и с импульсными датчиками, ориентируясь на число импульсов. Это позволяет очень точно регулировать положение задвижек, что делает его применимым в процессах с дорогостоящими жидкостями или в тонких технологических процессах. Поскольку прибор обычно работает в тесном соседстве с мощными двигателями, пусковые токи которых достигают десятков ампер, падение напряжения может кратковременно отключить прибор. Чтобы это не приводило к потере ориентации прибора, он теперь запоминает положение задвижки на момент выключения. Наконец, в приборе реализована защита «от дурака». Каждый желающий не сможет теперь «порегулировать» задвижку. Прибор не воспримет команд, если не ввести цифровой код доступа.

Сейчас ПКП1 работают на Южно-Бутовской и Ново-Лихоборской станциях Москвы, на центральной котельной Троицка, теплосетях Самары, на Красноярской ГЭС. Главный инженер теплосетей подмосковного Жуковского Виталий Просолов так отозвался о работе прибора:

«На мой взгляд, прибор очень хорош. Это новый уровень автоматического управления. У концевых выключателей был малый ход, механически они быстро разбалтывались, работа становилась неуверенной. ПКП1 работает не на при-воде, а в приборном шкафу, регулируется на лицевой панели. Процент открытия можно регулировать по желанию. По нашим пожеланиям прибор был довольно быстро доработан.

К сожалению, он для нас несколько дороговат, но мы решили понемногу, каждый месяц, покупать по одной штуке, чтобы постепенно модернизировать все наши задвижки.

Изготовителю хотелось бы пожелать более доходчивого изложения в инструкциях по установке и точных электрических схем подключения».

В настоящее время ПКП1 проходит испытания в системах московского Водоканала. Если они закончатся успешно, то к осени ими станут оснащать московские системы водоснабжения. К этому же времени появится и модификация, работающая с компьютерным разъемом RS485. Это требование Москвы – управление приборами только с компьютера.

Игорь Стадник