Архив / 2001 / №1(19) / Новые технологии

Международные стандарты серии 9000 версии 2000 г.

Продолжение. Начало в № 1.

В декабре 2000 г. Международная организация по стандартизации (ИСО) опубликовала три новых стандарта серии 9000:

ИСО 9000 "Системы менеджмента качества. Фундаментальные принципы и словарь";
ИСО 9001 "Системы менеджмента качества. Требования";
ИСО 9004 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности".

Сам факт официальной публикации означает, что стандарты с этого момента становятся действующими документами. Как упоминалось в предыдущей статье, эти стандарты должны заменить документы 1994 г. Однако, следует сразу же отметить, что "вытеснение" старых стандартов новыми будет весьма продолжительным по времени процессом.

Еще в сентябре 1999 г., технический комитет ТК 176 ИСО разработчик стандартов серии 9000, совместно с комитетом ИСО по сертификации (КАСКО) выпустили коммюнике, в одном из пунктов которого говорилось о том, что сертификаты, выданные по стандартам ИСО 1994 г., могут применяться в течение трех лет после официальной публикации стандартов версии 2000 г., то есть до 31 декабря 2003 г.

Учитывая рекомендации ИСО, Госстандарт России осенью 2000 г. выступил с обращением к органам сертификации систем качества, в котором отметил, что "сертификация на соответствие стандартам ИСО 9001-9003 версии 1994 г. и ГОСТ Р 9001-9003-96 может проводиться вплоть до 31 декабря 2002 г..." (то есть, чтобы сертификат оставался действительным хотя бы один год).

Такой подход представляется вполне обоснованным, поскольку позволяет органам по сертификации подготовиться к работе на основе новых документов, а организациям, уже имеющим сертификаты, проработать новые стандарты и видоизменить свою систему документации с тем, чтобы приспособить ее к новым требованиям.

Как видно уже из названия стандартов, новая серия ИСО 9000 изменилась по своей структуре. Если раньше терминологический стандарт ИСО 8402:1994 "Управление качеством и обеспечение качества словарь" стоял особняком, то теперь терминологический стандарт входит в общую серию. Кроме того, он из узко специального документа по терминологии превратился в документ более широкого профиля. Терминам и определениям, приводимым в этом стандарте, предшествует описание принципов менеджмента качества и основных направлений деятельности в области качества. Сами термины, помимо определений, сопровождаются схемами, в которых прорисовываются взаимосвязи между основными понятиями данной области.

Восемь принципов менеджмента качества, предназначенные служить ориентирами для высших руководителей предприятий, декларируются в этом стандарте:

а) Фокус на потребителя (Customer focus). Организации зависят от своих потребителей (заказчиков), и, следовательно, должны понимать их текущие и будущие потребности, должны отвечать требованиям потребителей (заказчиков) и стремиться превзойти их ожидания.
б) Лидерство (Leadership). Руководители устанавливают единство цели и направления деятельности организации. Они должны создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут целиком включиться в достижение целей организации.
в) Вовлечение работников (Involvement of people). Работники всех уровней суть организации, и их полное вовлечение в достижение целей дает возможность использовать их способности в интересах организации.
г) Процессный подход (Process approach). Желаемый результат достигается более экономично, когда работами и связанными с ними ресурсами управляют как процессами.
д) Системный подход к управлению (System approach to management). Идентификация, понимание взаимосвязанных процессов и управление ими как системой вносят вклад в эффективность и экономичность достижения поставленных целей.
е) Непрерывное совершенствование (Continual improvement). Постоянное совершенствование функционирования организации в целом должно быть постоянной целью (задачей) организации.
ж) Подход к принятию решений на основе фактов (Factual approach to decision making). Эффективные решения базируются на анализе данных и информации.
з) Взаимовыгодные отношения с поставщиками (Mutually beneficial supplier relationships). Организация и ее поставщики находятся во взаимозависимых и взаимовыгодных отношениях, которые усиливают способность обеих сторон создавать ценности" [1].

Перечисленные восемь принципов положены в основу семейства стандартов ИСО 9000.

Два другие стандарта, упомянутые выше, разрабатывались "как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества и спроектированы таким образом, чтобы дополнять друг друга, но могут применяться и раздельно. Хотя эти стандарты имеют различные сферы действия, структуры их построения аналогичны, что позволяет облегчить их применение как согласованной пары.

В ИСО 9001 устанавливаются требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться организациями как для внутренних целей, так и для сертификации или контрактных целей... ИСО 9004 служит руководством по более широкому диапазону задач систем менеджмента качества, чем ИСО 9001, в частности, руководством в отношении постоянного улучшения характеристик деятельности организации в целом, ее эффективности, а также экономичности. ИСО 9004 рекомендуется как руководство тем организациям, которые хотят идти дальше требований ИСО 9001 в стремлении к совершенствованию. Однако, он не предназначен для использования при сертификации или в контрактах" [2].

Иными словами, те организации, которые ставят своей единственной целью получение сертификата соответствия ИСО 9001, должны выстраивать свою систему качества в соответствии с требованиями этого стандарта. Тем же организациям, которые ставят перед собой долгосрочные задачи постоянного совершенствования своей деятельности, полезно воспользоваться положениями стандарта ИСО 9004.

Как сказано в цитате, оба стандарта построены аналогичным образом, то есть основные разделы стандартов имеют одинаковые названия, но материал в них излагается с различной степенью полноты. Тезисы ИСО 9001 формулируются лаконично, по принципу "необходимо и достаточно". В стандарте же 9004 те же темы раскрываются более полно. Оба стандарта содержат восемь основных разделов:

1. Область распространения.
2. Нормативные ссылки.
3. Термины и определения.
4. Система менеджмента качества.
5. Ответственность руководства (управленцев).
6. Управление ресурсами.
7. Процесс создания продукции.
8. Измерения, анализ и улучшения.

В стандартах отразились все современные тенденции в области качества и, в первую очередь, необходимость процессного подхода и учета потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон. Согласно ИСО 9004 под заинтересованными сторонами понимаются: "потребители и конечные пользователи; сотрудники организации; собственники/инвесторы (например, акционеры, отдельные лица или группы, в том числе публичный сектор, которые конкретно заинтересованы в деятельности организации); поставщики и партнеры; общество в рамках объединений и публики, на которые может повлиять организация или ее продукция" [3].

Процессный подход в стандарте ИСО 9001 описывается так: "Чтобы функционировать эффективно, организация должна выявлять многочисленные взаимосвязанные работы (виды деятельности activities) и управлять ими. Работа, в которой используются ресурсы и которой управляют так, чтобы входные воздействия трансформировались в выходные результаты, может считаться процессом. Часто выход одного процесса непосредственно формирует вход для другого процесса.

Применение системы процессов в рамках организации, наряду с выявлением взаимосвязей этих процессов, а также управление ими может рассматриваться как процессный подход" [2].

Надо сказать, что ТК 176 выпустил в 1997 г. стандарт ИСО 10006 "Руководство качеством при управлении проектами", где уже делалась попытка всесторонне описать процессный подход. Слово "проект" (project) в контексте данного стандарта имеет весьма широкий смысл от проекта подготовки, например, телевизионной передачи до проектов создания крупных изделий техники. Представляется, что нашим предприятиям, осваивающим новые документы ИСО двухтысячного года, полезно познакомиться и с этим стандартом, поскольку в нем более обстоятельно рассматриваются процессы и субпроцессы, формирующие систему качества [4].

В связи с выходом новых стандартов перед предприятиями, уже имеющими действующие системы качества, неминуемо встает вопрос модификации документов в целях приспособления их к новым требованиям. В стандарте ИСО 9000 содержится пункт, в котором перечисляются типы документов, используемых в системах менеджмента качества. К таковым относятся:

а) документы, предоставляющие состоятельную информацию, как для внутреннего применения, так и внешнего, о системе менеджмента качества. Такими документами считаются руководства по качеству (quality manuals);
б) документы, в которых описывается, как система менеджмента качества используется в конкретных продукции, проекте или контракте. Такими документами считаются планы качества (quality plans);
в) документы, устанавливающие требования. Такими документами считаются технические условия (или спецификации specifications);
г) документы, содержащие рекомендации или предложения. Такими документами считаются методики (guidelines);
д) документы, предоставляющие информацию о том, как последовательно выполнять работы или процессы. Такие документы могут включать документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи;
е) документы, предоставляющие объективные свидетельства о выполнении работ или о достигнутых результатах. Такими документами считаются протоколы (записи records)" [1].

Как видно из приведенного текста типы документов остаются прежними, однако их структура должна будет претерпеть изменения, чтобы соответствовать изменившемуся стандарту ИСО 9001, который теперь остается единственным документом, используемым при сертификации.

Источники:
1. ISO 9000:2000. Quality management systems Fundamentals and vocabulary.
2. ISO 9001:2000. Quality management systems Requirements.
3. ISO 9004:2000. Quality management systems Guidelines for performance improvements.
4. ИСО 10006:1997. Руководство качеством при управлении проектами. перевод с англ., М.: НТК "Трек", 1999 г.

Галина Герасимова
НТК «Трек»