Архив / 2004 / №2(24) / Рынок

Главная наша ценность — команда высококвалифицированных специалистов

Времена показного аскетизма прошли. С каждым годом множится число кафе, ресторанов и различных увеселительных заведений. Многие из них требуют практически непрерывной работы систем вентиляции и кондиционирования, причем чуть ли не все решения по их обустройству нестандартны. Не проще и обслуживание предприятий, так как здесь на первый план выступают энергосберегающие технологии отопления и требования экологии. В общем, фронт работ, простирающийся перед компанией "Торикс МВ", непрост, что не мешает ей наращивать обороты. О "секретах" своего успеха рассказывает коммерческий директор предприятия Михаил Чернышев

— Михаил Борисович! Читателям и редакции нашего журнала компания "Торикс МВ" известна статьями, выходящими из6под пера ее сотрудников, и своим активным участием в разработках приборов ОВЕН. Короче, высокий профессионализм и творческое начало налицо. Как это у вас получилось?

— Всё началось с тех шестнадцати лет, которые я отдал аэропорту "Домодедово". Вместе со своими коллегами, постепенно становившимися моими друзьями, я занимался эксплуатацией систем посадки самолетов, дела шли неплохо, но неожиданно жизнь внесла в наши планы свои коррективы.

В 1999 году наш неформальный коллектив обрел новую форму, мы создали компанию, продающую и обслуживающую кондиционеры. Почти сразу мы почувствовали, что "технари", ставшие основой персонала сервисного подразделения, быстро набирают силу и приносят всё увеличивающуюся прибыль. Мы поняли, что главная наша ценность—команда высококвалифицированных специалистов, поэтому компании намного выгоднее заниматься обслуживанием оборудования. В итоге профиль деятельности нашей фирмы стал смещаться в сторону сервиса, к тому же "Торикс МВ" взялась за обслуживание больших организаций.

— Что вы можете сказать о своих клиентах?

— Нашим первым и самым удачным проектом стало обслуживание авиакомпании "Атран" со всеми ее филиалами и зданиями,—она специализируется на грузовых перевозках и работает с аэропортами "Домодедово" и "Мячково",— помимо кондиционеров, мы обеспечиваем ее электрооборудованием и оборудованием для слаботочных систем. В настоящее время наша фирма занимается монтажом систем вентиляции, кондиционирования и автоматизации терминала "Алан-карго" в Шереметьево.

Кроме того, в сферу нашего обслуживания входят Московский индустриальный банк, Внешторгбанк, сеть ресторанов "Му-му", а также рестораны "Тиньков", "Нова" и "Ампир". Особого упоминания заслуживает пансионат "Самшитовая роща" в Пицунде, своими размерами не уступающий московской гостинице "Космос", который был законсервирован еще в 1991 году. Никто не верил, что его кондиционеры можно "оживить", но мы добились этого в прошлом году: было отреставрировано и вновь введено в эксплуатацию всё оборудование, о сложности которого говорит тот факт, что суммарная мощность установок для охлаждения воды — чиллеров — составляет 1,2 МВт.

— А что вы скажете о характере решаемых вами проблем?

— Как ни странно, наиболее сложные задачи ставит перед нами ресторанный бизнес. На предприятиях, где варится пиво, требуется фильтрация канализируемых стоков, без которой неизбежны хронические засоры и весьма неприятные запахи. Там, где пища приготавливается на открытом огне, необходима очень сильная вытяжка, препятствующая распространению сильных запахов. Непросто дается и обеспечение отвода тепла, возникающего при приготовлении пищи, — показателем сложности этой задачи может служить, например, распределение содержимого котла с тонной только что приготовленного борща на относительно мелкие порции, которое может производиться в помещении площадью всего лишь 34 м2.

Стоит отметить, что правильно организованная вентиляция защищает от дыма и запаха табака даже того человека, который находится рядом с курильщиком.

Хочу добавить, что нашим "коньком" стали разработка и выпуск средств автоматизации, которые повышают качество обслуживания клиентов, сберегают технику и продлевают сроки ее эксплуатации.

— Что вы имеете в виду?

— Прежде всего надо отметить выпускаемый нами "Модуль аварийного регулирования", который широко используется такими компаниями, как "Билайн" и МТС. Он укомплектовывается соответствующим программным обеспечением и осуществляет контроль и управление несколькими кондиционерами и оборудованием связи, работающими в одном помещении: роль основного кондиционера циклично передается от одного к другому, а остальные кондиционеры подключаются только при необходимости (в ночное время работает, как правило, один прибор). Кроме того, модуль служит для сигнализации о пожаре, пропадании напряжения питания, отказах обслуживаемой техники связи и кондиционеров, а также о других чрезвычайных обстоятельствах. Особенно важна эта функция там, где обслуживаемая техника расположена вдалеке от диспетчера, — например, на одной из станций сотовой связи где/нибудь в Тульской области.

При помощи подобных программно-аппаратных комплексов наша фирма обслуживает не только предприятия, но и частное жилье: особняки и квартиры. Самой сильной стороной таких проектов можно считать возможность программирования температуры и влажности в помещении на недели и месяцы вперед, выполняемого с учетом переходов на летнее и зимнее время, отъездов хозяев в отпуск и на дачу, а также других событий,—это и есть знаменитый "интеллектуальный дом", который мы создаем для своих клиентов.

Не меньшую роль играет и тюнинг сплитсистем, составляющих большую часть монтируемых в России кондиционеров.

— Что он дает?

— Он приспосабливает сплит/систему к работе в самой холодной стране мира, то есть в России. Техника, выполненная по западным стандартам, после зарубежной "адаптации" к российским условиям способна работать при температуре не ниже –15 °C.

Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, некоторые производители демонстрируют протоколы испытаний, утверждающие, что их оборудование прошло тест, проведенный в климатической камере при температуре –25 °C или –30 °C. На первый взгляд, такая бумага выглядит внушительно, но она всего лишь маскирует отсутствие документа, подтверждающего длительную (хотя бы в течение нескольких месяцев) и успешную работу оборудования в экстремальных условиях.

Что это означает? То, что даже в средней полосе нашей страны эта техника, поработав в более или менее сильный мороз, рискует выйти из строя, и помочь ей может только техническая доработка, обеспечивающая возможность длительной эксплуатации прибора при температуре до –30 °C.

— А каковы последствия эксплуатации недоработанной сплит-системы?

— Система "встретится" с тремя "бедами", каждая из которых для нее смертельно опасна. Первая из них выглядит так.

Представим себе зимний морозный вечер пятницы, когда персонал предприятия, обслуживаемого таким кондиционером, покидает помещение и … выключает "бедолагу". Естественно, что за два выходных дня компрессор, смонтированный во внешнем блоке, остынет до уличной температуры (например, до –20 °C), а температура помещения, в котором установлен внутренний блок, останется на уровне +20 °C, при этом давление в холодильном контуре выровняется примерно до 4 бар. При таком давлении фреон в испарителе перейдет в состояние перегретого пара, а в наружном блоке он окажется в состоянии переохлажденной жидкости. В результате теплоноситель начнет, конденсируясь, скапливаться во всасывающей магистрали, камере сжатия, картере и маслонасосе компрессора. В общем, аварийная ситуация к концу уик/энда созреет полностью. Крах сплит/системы наступит в понедельник, когда ничего не подозревающий клерк включит кондиционер, и… гидравлический удар погубит "доблестного труженика".

Вторую беду можно охарактеризовать как вялотекущую, для "убийства" сплит/системы ей необходимы несколько месяцев. Дело в том, что площадь конденсатора и производительность вентилятора кондиционера рассчитываются так, чтобы передавать всё выводимое тепло от фреона к воздуху при максимальной температуре эксплуатации от +38 °C до +4°C (например, где/нибудь в ЮгоВосточной Азии). Естественно, что такой конденсатор, оказавшись в условиях русского мороза, начинает медленно, но верно обрастать коркой льда, что рано или поздно ведет к заклиниванию и выходу из строя вентилятора. Последствия, я думаю, в дальнейших пояснениях не нуждаются.

Постепенно сказывается и влияние третьей причины поломок, заключающейся в затруднениях, возникающих при сливе конденсата, вырабатываемого испарителем (в случае, когда слив осуществляется на улицу). Вполне естественно, что зимой в той части дренажной магистрали, которая выходит на улицу, вода будет замерзать, что затруднит слив конденсата и может привести к печальным последствиям.

— В чем же заключаются доработки сплитсистемы?

— Для предотвращения замерзания картеров компрессоров и дренажных трубок мы ставим на них нагреватели—полупроводниковые матрицы, выполненные в виде ленты и выделяющие тепло мощностью порядка 43 Вт на погонный метр. Одним из самых ценных свойств такой матрицы можно считать то, что при повышении температуры ее сопротивление возрастает, а выделяемая мощность снижается, — например, летом величина тока, проходящего через матрицу, падает до нескольких миллиампер, поэтому выключать ее по окончании зимы не нужно.

Обмерзание конденсатора можно предупредить, регулируя производительность его вентилятора. "Торикс МВ" применяет для этой цели прибор ЭРВЕН, выпускаемый компанией ОВЕН, который выгодно отличается от своих предшественников.

— Что вы имеете в виду?

— Приборы HPS и FASEC/33, от которых ЭРВЕН отличается лучшими рабочими характеристиками, простотой монтажа и наличием визуального контроля основных параметров.

— Можно ли сказать, что ОВЕН ЭРВЕН избавлен от недостатков?

— Реально существующая техника не может быть абсолютно свободна от недостатков. В частности, недостаток прибора ОВЕН ЭРВЕН заключается в том, что он предназначен для кондиционеров, работающих исключительно на охлаждение, а это существенно ограничивает область применения прибора. В общем, предпосылки для разработки нового прибора налицо.

В беседе с Алексеем Куреевым выяснилось, что разработчики компании ОВЕН с предло жением Михаила Чернышева знакомы. В на стоящее время уже проводится анализ вост ребованности рынком подобного прибора, после чего будет приниматься решение о на чале разработки.

Василий Ягодин